Как успешно подготовиться к экзамену IELTS

Основные типы заданий

1. Тип первый. Вставить пропущенные слова в краткое изложение текста (Summary completion) Пример задания

Что дано?

• Текст

• Краткое изложение этого текста или его части, в котором пропущены некоторые слова

• Список слов, которые надо вставить в пропуски

Что нужно помнить?

Необходимо иметь в виду, что, во-первых, слова, которые нужно вставить, – это не те же слова, что были использованы в исходном тексте, во-вторых, что в списке будет больше слов, чем пропусков в тексте, и, в третьих, что верный ответ в каждом случае только один, а остальные слова – это ловушки. Поскольку при выполнении этого задания вам предстоит иметь дело с парафразом, необходимо уловить общий смысл текста и его основные моменты, а не сосредоточиваться на деталях.

Что тестируется?

1. Способность бегло просматривать текст и понимать его общий смысл
2. Способность перефразировать исходный текст

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. Помните, что вы можете выбирать слова только из предоставленного списка, а также что любое из этих слов может быть использовано больше чем 1 раз. Будьте осторожны - тест IELTS никогда не повторяется, поэтому убедитесь, что вы внимательно прочитали инструкции, даже если вы много упражнялись в подобного рода заданиях.

Шаг 2: Просмотрите краткое изложение текста, чтобы уловить общую тему.

Шаг 3: Определите, какую именно часть исходного текста охватывает краткое изложение (иногда это может быть весь текст).

Шаг 4: Быстро прочитайте краткое изложение, обращаясь к списку слов каждый раз, когда вам попадаются пропуски. Выберите одно или несколько слов для каждого пропуска. Отбрасывайте слова, не соответствующие по грамматической форме, даже если значение кажется вам подходящим. Проверяйте свой выбор, обращаясь к соответствующим разделам текста.

Шаг 5: Быстро прочитайте свое завершенное краткое изложение и убедитесь в том, что оно осмысленно.

2. Тип второй. Подбор заголовков (Matching headings to paragraphs) | Пример задания

Что дано?

• Список заголовков

• Инструкции, указывающие на нужные 4-6 параграфов из прочитанного текста

Что нужно помнить?

Задание состоит в том, чтобы подобрать наиболее подходящий заголовок к каждому параграфу. Заголовков больше, чем параграфов. Каждый заголовок можно использовать только 1 раз, если в инструкциях не сказано обратного.

Выполняя это задание, важно понимать основную идею каждого параграфа - правильный заголовок обязательно будет ей соответствовать. От вас не требуется упражняться в подборе наиболее оригинальных заголовков, образно передающих основную мысль - выбирайте наиболее простой и очевидный из тех вариантов названий, которые пришли вам в голову.

Что тестируется?

Способность определять основную идею текста или его отрывка.

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. Помните, что заголовок должен отвечать основной идее параграфа. Уясните, о каких параграфах идет речь, – часто от вас требуется озаглавить только часть представленных отрывков.

Шаг 2: Быстро ознакомьтесь со списком заголовков.

Шаг 3: Прочитайте первый параграф. Помните что цель чтения – найти основную идею. Сосредоточьтесь на ней и старайтесь не отвлекаться на детали и незнакомые слова.

Шаг 4: Выберите из списка заголовок, который наилучшим образом соответствует только что прочитанному параграфу. Если вы не можете выбрать между двумя заголовками, пропустите этот параграф и переходите к следующему. Не забудьте потом вернуться к этому параграфу.

В конце проверьте, что каждому параграфу соответствует только один заголовок. Если вы выбрали два заголовка или ни одного, ответ будет учтен как неверный.

3. Тип третий. Определение авторской позиции (Identifiyng the writer's views) Пример задания

Что дано?

• авторский текст

• набор верных и неверных утверждений

Что нужно помнить?

Вам нужно будет определить, совпадают ли эти утверждения с авторскими взглядами. Для успешного выполнения этого задания вам необходимо уметь увидеть авторскую позицию не только в том, что сказано прямо, но и в том, что подразумевается. Например, автору необязательно сообщать в тексте напрямую, что он не одобряет зоопарки. Мы догадаемся об этом, если прочитаем что-то вроде: «животные, лишенные дикой природы и заточенные в клетку», «люди платят деньги, чтобы посмотреть на животных», «у животных нет никакой частной жизни». С другой стороны, если автор просто описывает проблемы связанные с зоопарками, это необязательно означает неодобрение.

Кроме того, не следует стараться додумывать авторскую точку зрения. Иногда автор просто констатирует факты, а не высказывает взгляды.

Что тестируется?

1. Способность определять авторское мнение и отношение к излагаемому предмету
2. Способность просматривать текст на предмет извлечения из него детальной информации
3. Способность делать выводы.

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. Помните, что ваша задача – определение авторской позиции, а это не то же самое, что факты. Не путайте ответ «No», то есть утверждение противоречит авторской позиции, и «Not Given» – когда позиция автора по данному вопросу неизвестна.

Шаг 2: Просмотрите все утверждения и уясните общую идею того, что именно вам надо будет искать в тексте.

Шаг 3: Прочитайте первое утверждение снова, на этот раз внимательно. Выделите главное.

Шаг 4: Найдите в тексте фрагмент, посвященный той же теме, что и утверждение. Если вам попадется информация, касающаяся другого утверждения, отметьте ее, но не останавливайтесь.

Шаг 5: Как только вы нашли соответствующий текстовый фрагмент, прочитайте его более внимательно. Определите, совпадает ли утверждение с авторской точкой зрения (выберите «Yes») или не совпадает (выберите «No»). Если автор не высказывает позиции, которая совпадает или не совпадает с утверждением, выберите «Not Given».

4. Тип четвертый. Множественный выбор (Multiple choice) | Пример задания

Что дано?

• «Основа» - неполное предложение или вопрос.
• 3-4 варианта ответа (один правильный, остальные - ловушки).

Что нужно помнить?

В работе над этим заданием очень важно внимательно прочитать «основу». Экзаменуемые часто выбирают ошибочный вариант именно из-за того, что неверно ее поняли.

Что тестируется?

• Общее понимание основных идей текста
• Детальное понимание отдельных пунктов
• Способность опознать некоторые факты или мнения в тексте

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции.

Шаг 2: Просмотрите все утверждения и уясните общую идею того, что именно вам надо будет искать в тексте.

Шаг 3: Прочитайте первый вопрос более внимательно. Решите, что вам надо будет прочитать, чтобы ответить на него. Уясните, это вопрос о чем-то конкретном или же общего типа.

Шаг 4: Выбрав наилучшую стратегию, следуйте ей – то есть читайте текст или ради общей идеи, или ради конкретных деталей.

5. Тип пятый. Факторы выбора (Selecting factors) Пример задания

Что дано?

• Авторский текст

• Набор утверждений, часть из которых перефразирует или суммирует сказанное автором.

Что нужно помнить?

Вам необходимо будет продемонстрировать, что вы понимаете, что именно автор упомянул или не упомянул в связи с конкретными вопросами, поэтому в первую очередь обращайте внимание на детали.

Что тестируется?

• Умение scanning – быстрый поиск нужной информации, а также skimming – просматривание текста с целью уловить общий смысл.
• Умение понимать парафраз и не сказанное напрямую, но подразумеваемое.

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. Помните, что в инструкциях сказано, на каком именно вопросе надо сфокусироваться, а также сколько факторов надо найти.

Шаг 2: Просмотрите список факторов.

Шаг 3: Найдите в тексте части, относящиеся к данной теме.

Шаг 4: Прочитайте эти части внимательно и найдите 3 нужных фактора.

6. Тип шестой. Заполнение пустых ячеек в таблице (Table completion) | Пример задания

Что дано?

• Текст

• Таблица, суммирующая или парафразирующая информацию, данную в тексте.

Что нужно помнить?

Ваше задание – заполнить пропуски, используя в каждом случае не больше трех слов. Помните, что информация в таблице может быть организована не так, как в тексте, – например, по хронологическому принципу вместо приоритетного или как-то еще. От вас требуется проявить умение перегруппировывать полученную информацию и посмотреть на нее с другой стороны.

Что тестируется?

• Способность находить в тексте нужную информацию
• Способность понимать суть
• Способность понимать парафраз

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. В них будет сказано в том числе и то, можете ли вы использовать собственные слова, сохраняя смысл сказанного в тексте или же только слова из текста. Помните, что ваш ответ должен содержать не более трех слов.

Шаг 2: Посмотрите на таблицу и особенно внимательно на заголовки. Выберите наиболее логичный способ чтения таблицы – горизонтальный или вертикальный. Просмотрите содержимое таблицы с целью понять, какой именно информации в ней не хватает.

Шаг 3: Посмотрите на первую строчку под заголовками. Решите, какие основные идеи вам надо будет найти в процессе просматривания текста.

Шаг 4: Найдите в тексте соответствующее место.

Шаг 5: Прочитайте найденный фрагмент внимательно и выберите наиболее подходящие слова, чтобы заполнить таблицу. Не ошибитесь в выборе глагольных форм.

7. Тип седьмой. Установление причинно-следственных связей (Matching causes and effects) | Пример задания

Что дано?

Два списка. Обычно один содержит небольшой список причин, а другой большой список следствий. Задание состоит в том, чтобы подобрать пары. Для успешного выполнения вы должны точно понимать значение слов «причина» и «следствие».

Что тестируется?

• Способность понимать причинно-следственные связи
• Способность понимать основную идею и парафраз
• Способность искать в тексте нужную информацию

Как сдавать?

Шаг 1:Внимательно прочитайте инструкции.

Шаг 2: Решите, с каким списком вы будете работать, – обычно проще работать с меньшим.

Шаг 3: Прочитайте первую причину.

Шаг 4: Кратко ознакомьтесь со списком следствий. Какие следствия представляются вам возможными?

Шаг 5: Просмотрите текст и найдите в нем место, в котором речь идет об этой первой причине.

Шаг 6: Прочитайте найденный фрагмент внимательно и найдите следствие.

Шаг 7: После того, как вы нашли следствие в тексте, вернитесь к списку следствий и найдите в нем то, которое парафразирует текст. Если ни одно не подходит, продолжайте читать текст – часто бывает, что причины имеют более чем одно следствие.

8. Тип восьмой. Завершение предложения (Sentence completion) | Пример задания

Что дано?

Список неполных предложений. Вам надо будет дополнить их, используя информацию из прочитанного текста. Обычно вам надо вставить не более трех слов, но точно это будет сказано в инструкциях.

Что тестируется?

Способность просматривать текст на предмет понимания общего смысла, деталей, парафразов.

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции.

Шаг 2: Просмотрите все неполные предложения и уясните, какую именно информацию вам предстоит искать в тексте.

Шаг 3: Внимательно прочитайте первое предложение. Определите, какой информации не хватает.

Шаг 4: Найдя нужную часть в тексте, посмотрите на незавершенное предложение и решите, какой именно информацией следует его завершить.

Шаг 5: Прочитайте эту часть текста более внимательно, чтобы найти ответ. Помните, что правильный ответ должен подходить не только по смыслу, но и грамматически. Если это не так – поищите другой ответ. Иногда в инструкциях не сказано, что вы можете использовать только слова из текста. В этом случае вы можете изменить грамматическую форму или даже использовать собственные слова.

9. Тип девятый. Короткие ответы на вопросы (Short answer questions) | Пример задания

Что дано?

Вы получите список вопросов, на которые следует ответить кратко. Обычно требуется, чтобы ответ содержал не более трех слов, но обязательно проверьте этот пункт в инструкциях. Обратите внимание на орфографию – неверно написанные, но верные по смыслу ответы засчитываются как неверные.

Что тестируется?

• Способность просматривать текст на предмет понимания общей идеи
• Способность детального чтения
• Способность понимать суть вопроса
• Способность понимать парафраз в вопросе

Как сдавать?

Шаг 1: Внимательно прочитайте инструкции. Уясните, сколько слов может содержать ответ и должны ли это быть слова из текста или ваши собственные.

Шаг 2: Пробегитесь по всем вопросам и уясните, какого именно рода информацию вам предстоит искать.

Шаг 3: Прочитайте первый вопрос более внимательно. Определите, какую информацию вы будете искать.

Шаг 4: Найдя нужный фрагмент текста, вновь посмотрите на вопрос и решите, какая именно информация нужна вам для ответа.

Шаг 5: Прочитайте эту часть теста более внимательно и найдите ответ.

Шаг 6: Ваш ответ может не представлять собой полное предложение, но он должен быть грамматически корректен.